Арктическое дизельное топливо представляет собой специализированную марку ДТ, разработанную для применения в районах с крайне низкими температурами (—40...—60 С). Дизтопливо этого класса отвечает ГОСТ 305-2013 и экологическому стандарту по концентрации серы — ЕВРО К5. Используется для стабильной работы транспортной и спецтехники в арктических условиях.
Химический состав и характеристики
Дизтопливо для арктического региона имеет уникальный химический состав, который обеспечивает его использование при низких температурах. Примерно половина арктической солярки изготавливается при температуре до 255 градусов Цельсия, а до 95% объема смеси — до 360 градусов Цельсия. Такое дизельное горючее обозначается литерой «А», что указывает на его арктическую спецификацию.
Для этого топлива также действует разграничение по классу загрязнения среды — концентрации серы в составе мг на килограмм смеси:
- К2: не выше 500;
- К3: не выше 350;
- К4: не выше 50;
- К5: ниже 10.
Например, маркировка топлива ДТ-А-К5 означает:
- ДТ — категория продукта, то есть дизельное топливо;
- Буква «А» — обозначает марку смеси, то есть дизельное арктическое горючее.
- Кодировка «К5» — означает, что арктическое дизтопливо относится к пятому классу экологичности, то есть с низкой концентрацией серы.
Такое ДТ соответствует эко-стандарту ЕС, который применяется для классификации горючих смесей в Европе, РФ и других странах.
Арктическая солярка отличается от летней, межсезонной и зимней более низкой вязкостью и плотностью. В составе смеси нет парафинов, которые придают смеси большую вязкость и сгущают структуру. По ГОСТу, плотность топлива марки А при 15 градусах Цельсия должна быть не менее 833,5 кг/куб. метр, а степень вязкости быть в пределах от 1,5 до 4,0 кв. мм/с.
Температура вспышки смеси устанавливается экспериментальным путем. Принятые нормы:
- Не ниже 35 С для дизельной смеси общего назначения;
- Не ниже 30 С для топлива, которое заправляется в тепловозные и судовые двигатели или турбины.
Отметим и другие параметры арктической солярки:
- Цетановое число не ниже 47 — обеспечивает хорошую воспламеняемость;
- Зольность не выше 0,01% — указывает на чистоту топлива;
- Наличие воды не выше 200 мг/кг — предотвращает образование льда в системе;
- Пределы воспламенения от 57 до 100 С — препятствует возгоранию горючего;
- Температура самовоспламенения около 330 С;
- Максимальная температура фильтруемости не выше -45 С — позволяет смеси оставаться текучей при низких температурах.
Арктическое дизтопливо классифицируется по ГОСТу на классы от 0 до 6, которые отличаются температурой фильтруемости. Для Арктики задействуются два типа горючего. Это «класс 5» (-48 С) и «класс 6» (-52 С).
Как производят арктическое дизельное топливо
Горючее для арктических регионов изготавливают из среднедистиллятных взвесей, которые добываются в процессе переработки нефти. Для обеспечения нужных низкотемпературных характеристик используются различные методы:
- Понижается температура кипения смеси на конечном этапе. То есть температура снижается до 340, 320 или 280 градусов Цельсия, чтобы получить легкие фракции, которые устойчивы к замерзанию.
- Удаление парафиновых взвесей — депарафинизация. Этот метод позволяет в разы повысить низкотемпературные свойства смеси. Сам процесс включает вторичную перегонку, очистку и компаундирование фракций.
- Применение депрессорных присадок. Это специальные добавки, которые снижают максимальную температуру фильтруемости топлива и сохраняют его текучесть при очень низких температурах.
Производство арктического дизтоплива более затратное по сравнению с другими марками, что сказывается на стоимости смеси.
Где применяется
Горючее используется в районах Крайнего Севера и других северных регионах, где зимние температуры могут опускаться ниже -30 С. Топливо целесообразно применять только в тех местах, где использование менее устойчивых к замерзанию марок ДТ невозможно.
Марка ДТ «А» может использоваться в любых типах дизельных двигателей без ограничений на виды техники. Например, для легкового автотранспорта, тяжелой спецтехники и двигателей судового транспорта.
Особенности хранения и поставки
Арктическое дизельное топливо требует особых условий хранения и перевозки. Транспортируется по нормам ДОПОГ, которые регламентируют условия для безопасной перевозки грузов опасных категорий. Доставка осуществляется в бензовозах или специализированных контейнерах.
Срок хранения горючего меньше по сравнению с летними марками ДТ. Чтобы сохранить характеристики смеси, резервуары оснащаются переносными или стационарными системами обогрева.
ТК «Фарос» поставляет дизтопливо любых марок малым, средний и крупным оптом в любые регионы России. Горючее соответствует ГОСТ и ТУ. По вопросам продажи, отгрузки продукции консультируйтесь по телефону +7 (495) 532 52 10, в офисе компании или через e-mail.